ТОГБУЗ «Жердевская ЦРБ»

Тамбовское областное государственное
бюджетное учреждение здравоохранения
«Жердевская центральная районная больница»

(47535) 5-14-47

Адрес: 393670, Россия, Тамбовская область,
г. Жердевка, ул. Семашко, д. 1-а
e-mail: jerd-crb@zdrav.tambov.gov.ru

2 апреля – Всемирный день информации об аутизме

Расстройство аутистического спектра  это  широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих стереотипов.

 

Проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние взаимодействия, пассивность и сверх ранимость в контактах .

В 1943 году Лео Каннер опубликовал первую статью в США, в которой описывалась группа из 11 детей, у которых были общие черты: социальная изолированность, слабый интерес к окружающим и другие особенности. Он утверждал, что эти дети не страдали шизофренией или умственной отсталостью, но болели новым, ранее не опознанным синдромом.

В то же время Ганс Аспергер в Австрии обнаружил похожий набор поведенческих симптомов в своей клинической практике. Он опубликовал статью в 1944 году, но на нее обратили внимание лишь спустя несколько десятилетий. В 1980-х годах к работе Аспергера обратились Лорна Уинг, Кристофер Гиллберг и другие ученые.

В течение первых 20 лет после обнаружения аутизма были проведены клинические исследования, в которых описывались фенотипы. В 1970–1980-х годах исследователи искали когнитивные объяснения ключевым симптомам аутизма. Это продолжилось до 1990-х годов, когда появились исследования генетических причин аутизма. Это были исследования близнецов и исследования по психогенетике. Также ученые стали изучать психологическое лечение аутизма.

В связи с развитием технологий геномного анализа и нейровизуализации в конце ХХ века ученые обратили внимание на биологические основы аутизма и нашли особые гены, вариации общих генов, связанные с аутизмом. В течение последнего десятилетия появились новые данные, связанные с негенетическими причинами аутизма, а также новые методы лечения. Сейчас в центре внимания находятся вещи, не исследованные ранее: исследование аутизма у девочек, изучение индивидов со слабой возможностью овладеть языком, изменения аутизма, связанные с взрослением и старением. Также ученые пытаются перенести знания, полученные в лаборатории, в общество, которое сможет более эффективно поддерживать взрослых и детей с аутизмом, а также их семьи.

Симптомы аутизма делятся на две большие группы.

Первая группа включает симптомы, связанные с постоянным дефицитом социальной коммуникации.

Дети не могут инициировать контакты с другими людьми и отвечать на них, не могут принимать участие в взаимной беседе, разделять чужие интересы и эмоции.

Они плохо интегрируются в вербальную и невербальную коммуникацию, не могут удерживать зрительный контакт, не владеют языком телодвижений, не понимают пользы жестов, а иногда у них полностью отсутствует лицевая мимика и невербальная коммуникация. Они не могут менять поведение в зависимости от социального контекста, имеют трудности с игрой воображения, не могут заводить друзей, у них отсутствует интерес к сверстникам.

Вторая группа симптомов — это ограниченные и повторяющиеся режимы поведения, интересов и деятельности, больные демонстрируют стереотипные повторяющиеся моторные движения, использование объектов и речь. Они повторяют простые моторные действия, выстраивают игрушки в ряд, автоматически повторяют одни и те же слова. Они могут приспособиться только к одинаковым, повторяющимся событиям, не могут проявлять гибкости в случае изменения привычных ритуалов и режимов вербального и невербального поведения. Испытывают стресс из-за малейших изменений, не могут здороваться с людьми, ходят одной дорогой и едят одну и ту же еду каждый день. У больных крайне ограниченные фиксированные интересы — часто к необычным вещам, бывает необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды. Например, они бывают безразличны к боли или температуре, плохо реагируют на специфичные звуки и текстуры, особо сильно чувствуют запахи, любят трогать предметы, им нравится свет.

Аутизм чаще всего проявляется у мальчиков. На четырех мальчиков-аутистов приходится одна девочка. Аутизм появляется в течение второго года.

У большинства детей пик проявления симптомов происходит в 4–5 лет.

К факторам повышающим риск развития аутизма относятся: поздний возраст родителей, пренатальные воздействия некоторых лекарств, инфекции и высокий уровень загрязнения окружающей среды, постнатальные инфекции, такие как энцефалит, генетические мутации.

Лучшее лечение, которое доступно сейчас, — психологическое, такое как анализ поведения. Это означает, что сложные задачи делятся на простые шаги, а каждый из них преодолевается при помощи поощрения и мотивации ребенка. Для более взрослых детей, которые говорят бегло, эффективны программы по тренировке социальных навыков. Один из примеров — использование социальных историй, чтобы помочь ребенку овладеть навыками, которые нужны для разных наборов ситуаций. Например, можно научить ребенка вести себя в первый день в школе: здороваться с учителем, представляться другим детям и так далее.

Что должно вызвать беспокойство родителей в поведении ребенка:

- Трудности социального взаимодействия, кажется раздражительным или тревожным при социальных контактах.

- Почти никогда не способен установить зрительный контакт.

- Не отзывается на свое имя, но при любимых даже тихих звуках (музыка, видео игры ), реакция моментальная.

- Через мерное боязнь звуков (пылесос и т п ), часто затыкает уши, истерит при  не переносимых звуках.

-Закатывает продолжительную истерику и, практически не переключается, когда что то делают не так, как хочет.

-Ненавидит толпу, сложности во время пребывания в магазинах, кафе, местах общественного пользования.  

- Значительное задержка речевого развития. Прекращение использования многих слов, которые употреблял ранее. Почти всегда повторяет части услышанных слов или фразы рекламы и т п.

- Часто располагает  предметы и игрушки рядами по определенным схемам. Очень расстраивается если картина нарушается, не использует игрушки по назначению, может облизывать, обнюхивать, вращать, стучать ими.

- Есть некоторые « странности» в  выборе еды, основанные на вкусе, форме или консистенции.

 

В случае подозрения можно обратится к врачу психиатру в ТОГБУЗ Жердевская ЦРБ .

телефон 5-14-88

К детскому врачу психиатру в ОГБУЗ Тамбовская психиатрическая клиническая больница

Телефон 84752724630

Врач-психиатр Н.Е.Воронина

 

 

tzar vopros
tzar priem
Внимание!  Возможны противопоказания.
Необходима консультация специалиста!